Самоходная установка СУ-122 разрабатывалась на основе опыта
создания и боевого применения САУ в годы войны. Была создана в Омске в 1949 г.
на базе шасси среднего танка Т-54 конструкторским бюро под руководством И.С.
Бушнева. В ходе разработки имела обозначение «Объект 600». Ведущим конструктором
проекта являлся А.Е. Сулин. На вооружение машина была принята в 1954 г. и
серийно выпускалась в Омске в 1955–57 гг. Всего было изготовлено 77 машин. СУ-122 относилась к типу закрытых САУ. Отделение управления было
совмещено с боевым отделением, поэтому все члены экипажа имели свободное
общение. В боевой рубке размещались командир машины, механик-водитель, наводчик,
правый и левый заряжающие.
Пушка
Д-49 по характеристикам бронепробиваемости была равноценна пушке тяжелого танка
ИС-3. Она имела углы возвышения и горизонтального наведения, равные 16 градусам.
Для стрельбы с закрытых огневых позиций у наводчика был установлен прицел с
панорамой, а для стрельбы прямой наводкой — телескопический прицел. На
вращающейся командирской башенке был смонтирован оптический дальномер ТКД-09 с
базой 900 мм. Боекомплект пушки составлял 35 выстрелов раздельного заряжания, а
для облегчения работы заряжающих использовался электромеханический досылатель. С
целью уменьшения загазованности боевого отделения сначала была применена
продувка ствола сжатым воздухом от комрессора, а затем впервые для 122-мм пушек
— эжекционная продувка.
С
пушкой был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ с пневматической системой перезарядки,
второй пулемет КПВТ был установлен в качестве зенитного. Боекомплект пулеметов
составлял 600 патронов. Лобовой броневой лист корпуса и боевой рубки толщиной
100 мм был сплошным и имел угол наклона от вертикали 51 градус. Бортовые листы
рубки толщиной 80 мм были наклонены под углом 26 градусов.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть с некоторыми конструктивными
изменениями были заимствованы у танка Т-54. В систему воздушного запуска
двигателя впервые в нашей стране был введен компрессор АК-150В. Изменена
конфигуpация внутpенних топливных баков, вместо тpех наpужных — два. В связи со
смещением центра тяжести машины вперед было изменено взаимное расположение
опорных катков.
ТТХ: Боевая масса, т 36 Экипаж, чел. 5 Длина с пушкой, мм 9970 Длина корпуса, мм
6000 Ширина, мм 3270 Высота, мм 2060 Броня, мм: 20-100 Лоб корпуса и рубки 100
Корма 45 Борт 80 Крыша и днище 20 Скорость максимальная, км/ч: 48 Запас хода по
шоссе, км: 400 Источник сайт "Альтернативная история".