Самоходная мортира «Карл»
(нем. Gerat 040, «установка 040») — немецкая тяжёлая самоходная мортира
периода Второй мировой войны. Одна из самых мощных самоходных артиллерийских
установок своего периода.

Мортира (нидерл. mortier) — артиллерийское орудие с коротким стволом (обычно длиной менее 15 калибров) для навесной стрельбы. Мортира предназначена главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений и для поражения целей, укрытых за стенами или в окопах.

Начиная подготовку к широкомасштабным военным наступательным операциям и считая необходимым разработку мощнейшей системы оружия, потребной для разрушения долговременных фортификационных сооружений, вроде французской линии Мажино, в конце 1935 г. германская фирма «Рейнметалл-Борзиг» приступила к проектно-конструкторским работам по созданию сверхтяжелой мортиры.

Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerat 040 (Изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году.
Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные гранаты на расстояние до 3000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 тонн. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 тонн. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года.

Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса.
Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм.
Мортира также могла стрелять фугасными снарядами. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6700 метров.
Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную.
Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.
Скорострельность орудия составляла 1 выстрел в 10 минут.

Боекомплект орудия составлял 8 выстрелов которые перевозились на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось 3 снаряда.

На своем самоходном лафете, мортира могла самостоятельно передвигаться со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен.
При стрельбе машина опускалась на землю днищем. Перевод орудия из походного состояния в боевое занимал в среднем 10 минут.
При перевозке на дальние расстояния по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах.

Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя.
В ноябре 1940 г. первая мортира "Адам" была передана в войска.
До середины апреля 1941 года были сданы 3 установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две мортиры — «Локи» и «Циу».
По некоторым данным, существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности вермахта.
Из-за скоротечности французской кампании машины так и не были применены для штурма линии Мажино — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось.
В боевых условиях мортиры были впервые применены в июле 1941 года. Мортиры «Адам» и «Ева» из состава 1-й батареи 833-го дивизиона обстреливали Брестскую крепость. «Адам» произвёл 16 выстрелов, а у «Евы» при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд, и установку отправили в Дюссельдорф.

2-я батарея 833-го дивизиона, состоящая из «Тора» и «Одина», находилась под Львовом. «Тор» произвёл 4 выстрела, а «Один» потерял гусеницу и огонь не вёл.
Весной 1942 года установки «Тор» и «Один» были доставлены под Севастополь, где произвели 172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами (интересно, что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины).

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerat 041».
В августе 1944 установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.

В 1945 году мортиры «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в подмосковной Кубинке). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.






Мортира (нидерл. mortier) — артиллерийское орудие с коротким стволом (обычно длиной менее 15 калибров) для навесной стрельбы. Мортира предназначена главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений и для поражения целей, укрытых за стенами или в окопах.

Начиная подготовку к широкомасштабным военным наступательным операциям и считая необходимым разработку мощнейшей системы оружия, потребной для разрушения долговременных фортификационных сооружений, вроде французской линии Мажино, в конце 1935 г. германская фирма «Рейнметалл-Борзиг» приступила к проектно-конструкторским работам по созданию сверхтяжелой мортиры.

Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerat 040 (Изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году.
Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные гранаты на расстояние до 3000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 тонн. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 тонн. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года.

Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса.
Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм.
Мортира также могла стрелять фугасными снарядами. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6700 метров.
Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную.
Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.
Скорострельность орудия составляла 1 выстрел в 10 минут.

Боекомплект орудия составлял 8 выстрелов которые перевозились на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось 3 снаряда.

На своем самоходном лафете, мортира могла самостоятельно передвигаться со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен.
При стрельбе машина опускалась на землю днищем. Перевод орудия из походного состояния в боевое занимал в среднем 10 минут.
При перевозке на дальние расстояния по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах.

Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя.
В ноябре 1940 г. первая мортира "Адам" была передана в войска.
До середины апреля 1941 года были сданы 3 установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две мортиры — «Локи» и «Циу».
По некоторым данным, существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности вермахта.
Из-за скоротечности французской кампании машины так и не были применены для штурма линии Мажино — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось.
В боевых условиях мортиры были впервые применены в июле 1941 года. Мортиры «Адам» и «Ева» из состава 1-й батареи 833-го дивизиона обстреливали Брестскую крепость. «Адам» произвёл 16 выстрелов, а у «Евы» при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд, и установку отправили в Дюссельдорф.

2-я батарея 833-го дивизиона, состоящая из «Тора» и «Одина», находилась под Львовом. «Тор» произвёл 4 выстрела, а «Один» потерял гусеницу и огонь не вёл.
Весной 1942 года установки «Тор» и «Один» были доставлены под Севастополь, где произвели 172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами (интересно, что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины).

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerat 041».
В августе 1944 установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.

В 1945 году мортиры «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в подмосковной Кубинке). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.




