80-см железнодорожная пушка «Дора» (Dora)
«Дора» строилась для прорыва линии Мажино. Заказ на пушку, которая смогла бы
пробивать броневую плиту толщиной 1 метр и слой железобетона толщиной 7 метров
при максимальной дальности стрельбы в 35–45 километров, поступил на завод Круппа
в 1936 году. По этому проекту построили три пушки. Первой из них была «Дора»,
вторая (также калибром 80 см), была испытана на немецком полигоне в Рюгенвальде
(Rügenwald, сейчас – Darlowo, Польша) и получила название «Тяжелый Густав»
(Schwerer Gustav), но нигде не применялась. Третье орудие такого типа с калибром
ствола 52 см и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав», вообще не
было достроено, его уничтожила союзная авиация.
|
|
|
|
Пушка «Дора». Модель и рисунок. |
Позицию для «Доры» в Крыму выбирал генерал Цукерорт, командующий соединением
тяжелых пушек, во время облета на самолете окрестностей Бахчисарая. Пушка должна
была прятаться в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку
положение ствола пушки изменялось только по вертикали, для изменения направления
стрельбы по горизонтали «Дора» перемещалась по круто изогнутой дуге
железнодорожного полотна. Инженерную подготовку местности вели 1,5 тысячи
рабочих и тысяча саперов четыре недели.
|
|
|
|
Строительство орудийной позиции в районе Бахчисарая.
|
|
|
|
|
Позиция «Доры» на старой карте и на космическом снимке. Холм, в котором
была выемка-укрытие, сейчас уже срыт и на его месте разбиты огороды. На месте
попадается железнодорожный балласт (гранитный щебень). Сохранилась также часть
пути, ведущая от вокзала к огневой позиции (рельсы и шпалы уложены новые).
|
В месте разворачивания орудия построили целую сортировочную станцию. В 43
вагонах первого поезда прибыли обслуживающий персонал, кухня и средства
маскировки. В 16 вагонах второго поезда привезли монтажный кран и
вспомогательное оборудование. В 17 вагонах третьего – доставили части самой
пушки и мастерскую. Четвертый поезд в 20 вагонов перевез 400-тонный 32-метровый
ствол и механизмы заряжания. В 10 вагонах пятого поезда, в которых поддерживался
искусственный климат (15°C), размещались снаряды и пороховые заряды. «Дору»
обслуживали и охраняли 4370 офицеров и солдат. Орудие было собрано за 54 часа и
к началу июня подготовлено к стрельбе.
Как различать снимки, сделанные в Рюгенвальде и под Севастополем
|
|
|
|
Орудие «Тяжелый Густав» демонстрировалось Гитлеру на полигоне в Рюгенвальде
19 марта 1943 г. |
Большинство снимков пушки «Дора» сделано на позиции в районе Бахчисарая.
ЗАМЕТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
|
|
|
|
Ограждение путей
Рюгенвальд – характерный забор (цветной снимок – 1999 г.)
|
|
|
|
|
Ограждение путей
Бахчисарай – маскировочные сети (как на месте сборки, так и на боевой
позиции – см. аэрофотосъемку) |
|
|
|
|
Деревья
Рюгенвальд – сосны и березы
Бахчисарай – редкие кипарисы |
|
|
|
|
Буфера тележек
Рюгенвальд – белая обводка
Бахчисарай – без обводки |
|
|
|
|
Детали ствола
Рюгенвальд – одна светлая секция (у основания); треугольная растяжка у
основания
Бахчисарай – две светлые секции (у основания и в середине); нет растяжки у
основания |
|
|
Подготовка к выстрелу
Не известно ни одной фотографии из Рюгенвальда, на которой были бы
запечатлены испытательные стрельбы.
Все известные снимки, на которых виден процесс заряжания орудия, сделаны в
районе Севастополя. |
ПРИМЕРЫ СМЕШЕНИЯ
|
|
Модель орудия «Дора». Детали, заимствованные с фотографий из Рюгенвальда:
треугольная растяжка у основания ствола и белая обводка буферов тележек.
|
|
|
Фотография из книги «Тайны Севастополя» с неверной подписью. Березы на
переднем плане подсказывают, что место съемки – Рюгенвальд.
|
|
|
|
|
Опубликованный в Wikipedia скан из книги с неверной подписью. На
раскрашенном снимке хорошо видны маскировочные сети позиции в районе Бахчисарая.
|
|
|
Аэрофотосъемка позиции «Доры». Фото с борта Ju 87 выполнил Hptm Otto
Schmidt, 7. Staffel/St.G.77 (он же снимал 30-ю
батарею).
Источник: G.Taube. 500 Jahre deutsche
Riesenkanonen. |
|
|
Общий взгляд на позицию «Доры» в момент выстрела. На переднем плане,
очевидно, зенитная батарея. |
|
|
|
|
Собранное орудие «Дора» на замаскированной стоянке под
Севастополем. 672-й артиллерийский железнодорожный дивизион 781-го тяжелого
артиллерийского полка.
|
Утром 5 июня 1942 года два дизель-электрических локомотива мощностью в 1050
лошадиных сил каждый выкатили на боевую серповидную позицию этот колосс общим
весом 1350 тонн и установили с точностью до сантиметра.
|
|
Один из специальных дизель-электрических локомотивов, предназначенных для
маневрирования орудия и снабжения его электроэнергией для подъема снарядов и
других целей. Этот локомотив получил имя "Walli" (нарисовано среди причудливых
полос маскировочной окраски).
|
|
|
|
|
Выкатывание орудия на огневую позицию. |
|
|
|
|
Хорошо виден локомотив и вагоны со снаряжением.
Последнее фото из: G.Taube. 500 Jahre deutsche
Riesenkanonen |
Первый выстрел состоял из снаряда весом 7088 килограмм, двух пороховых
зарядов по 465 килограмм каждый и гильзы весом 920 килограмм.
|
|
|
|
На тележку укладываются гильза и два полузаряда.
Источник: G.Taube. 500 Jahre deutsche
Riesenkanonen |
|
|
Заряжание: снаряд слева, два полузаряда и гильза – справа.
Источник: G.Taube. 500 Jahre deutsche
Riesenkanonen |
|
|
Затвор орудия. |
|
|
В.Е.Яшков, фотограмметрист 136-й Армейской пушечной артиллерийской бригады
(1-й слева) с сослуживцами на немецком железнодорожном артиллерийском полигоне.
|
|
|
Снаряд орудия типа «Дора» в Imperial War Museum (Лондон).
|
|
|
|
|
Схемы снаряда орудия типа «Дора».
Первая схема из: G.Taube. 500 Jahre deutsche
Riesenkanonen |
Подъемник ствола придал ему возвышение в 53 градуса. Для корректировки
стрельбы несколько в стороне от «Доры» был поднят в воздух аэростат. При
выстреле команда обслуживания пряталась в укрытие. Выстрел вызывал эффект
мини-землетрясения. Грохот при сгорании за 6 миллисекунд свыше 900 килограмм
пороха и выталкивании 7-тонного снаряда был чудовищным – в вагоне за 3
километра, по свидетельству современников-очевидцев, подпрыгивала посуда. Откат
вдавливал рельсовый путь на 5 сантиметров.
|
|
|
|
Выстрел «Доры» по Севастополю.
Последнее фото из: G.Taube. 500 Jahre deutsche
Riesenkanonen |
Стрельба «Доры» по Севастополю была крайне неэффективной – из 48 снарядов
более-менее близко к целям легли 5 (отклонение снарядов достигало 500–700
метров), да и те существенных разрушений не произвели.
|
|
|
|
|
|
Цели для «Доры» и реальные места падения снарядов в районе фортов «Молотов»,
«Сибирь» и «Сталин».
|
|
|
Отчет о всех 48 выстрелах «Доры» (суммарно 360 тонн) – 5, 6, 7, 11 и 17 июня
1942 г.
|
Последние 5 выстрелов «Дора» сделала 25 июня 1942 г. фугасными снарядами,
специально привезенными в Крым для баллистических испытаний. В сторону моря на
полную дальность были выпущены четыре снаряда. Пятый снаряд немцы, не
удержавшись от соблазна, выпустили по Корабельной стороне Севастополя. На
позиции «Дора» оставалась до середины июля.
Манштейн признал, что «Дора» была «величайшим техническим творением, однако в
военном отношении абсолютно бесполезным». Крупп, на чьих заводах пушка была
изготовлена, узнав о результатах, сказал, что «это отнюдь не лучшая страница
немецкого артиллерийского искусства».
Видеофрагменты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ |
«ДОРА» |
«КАРЛ» |
Тип |
Железнодорожная пушка |
Самоходная мортира |
Производитель |
Krupp |
Rheinmetall |
Калибр |
80 см |
60 см |
Общий вес |
1350 т |
124 т |
Длина |
47,3 м |
11,15 м |
Ширина |
7,1 м |
3,16 м |
Высота |
11,6 м |
4,78 м |
Боеприпасы |
Фугасный снаряд Бронебойный снаряд |
Фугасный снаряд Бетонобойный снаряд |
Масса снаряда – фугасный – броне-/бетонобойный |
4,8 т 7,1 т |
1,7 т 2,2 т |
Начальная скорость снаряда – фугасный – броне-/бетонобойный |
820 м/с 720 м/с |
280 м/с 220 м/с |
Максимальная дальность выстрела – фугасным снарядом –
броне-/бетонобойным снарядом |
48 км 38 км |
6,6 км 4,3 км |
Максимальная скорость |
– |
10 км/ч |
Мощность двигателя |
– |
427 кВт |
Бронирование |
– |
12 мм |